Братенкова Эмилия Михайловна
 
 
(Статья Г. Гаевой в газете "Республика" 
3 апреля 2007г)
Нацпроект «Образование» позволил разрушить миф о низком уровне подготовки сельских школьников и о том, что в глубинке мало учителей-новаторов. Грантовый конкурс в рамках проекта выявил на селе настоящих мастеров своего дела, педагогов, которые не боятся ломать устоявшиеся стереотипы и смело внедряют новые образовательные технологии на уроках. Учитель математики из Ижемской средней школы Эмилия Братенкова - одна из них. В течение года она сумела одержать две серьезные победы: минувшей осенью в числе 77 лучших учителей республики стала обладателем президентского гранта, а спустя всего четыре месяца -в феврале этого года - стала победителем республиканского конкурса «Школа-2007».
 
«Продвинутая» глубинка
 
В 9«б», где Эмилия Михай­ловна — классный руководитель, уже сейчас все настроены на по­ступление в вузы. «Почему имен­но в вузы?» - интересуюсь. «Что­бы найти себя в жизни», - серь­езно отвечает один из мальчи­шек. Остальные одобрительно поддакивают. Вот так Братенкова и ее коллеги учат своих воспи­танников брать только высокие барьеры. И ребята не подводят. Каждый год большинство выпус­кников ижемской школы поступа­ют в республиканские и столич­ные вузы. В минувшем году из 24 выпускников 20 стали студента­ми высших учебных заведений. «Мне не стыдно за своих учени­ков! - говорит Эмилия Братенкова. - Кто утверждает, что сельские ребята слабо подготовлены, пусть покажет мне хоть одного моего плохого ученика». Для того, чтобы убедиться в этом, не нужно никаких специальных проверок – достаточно побывать в школе, на уроках Эмилии Михайловны. Сама она утверждает, что у них есть учителя намного сильнее ее, которые в этом году в рамках нацпроекта тоже подали заявки на участие в конкурсе. Но о них мы узнаем после того, как будут подведены итоги второго года нацпроекта, а сегодня наш рассказ о ней.
Первое, что бросается в гла­за, когда наблюдаешь, как Эми­лия Михайловна дает урок: пра­вильно отвечают все. Такое впе­чатление, что слабых в классе нет. И на задних партах никто не прячется за спины других в стра­хе, что его спросят. Наоборот, все усиленно тянут руки. Секрет такого непривычного благополу­чия начинаешь понимать с пер­вых минут: она просто добрая. Причем это именно та доброта, которая не расслабляет, а дис­циплинирует и заставляет уче­ников лезть вон из кожи, лишь бы еще и еще раз услышать по­хвалу из уст любимой учитель­ницы. На учительском столе - но­утбук с подключенным к нему про­ектором. В пятом классе идет по­вторение пройденной темы «Пе­ревод единиц». На экране появ­ляются две одинаковые корзины. Сначала в одну, затем в другую запрыгивают забавные грибы с мигающими глазами. Вывод на­прашивается сам собой: мелких единиц больше, чем крупных.
- Дети, особенно в младших классах, без наглядности намно­го сложнее понимают материал, говорит Эмилия Михайловна. - Я раньше на доске цветными мелками рисовала. Во-первых, на это времени уходит больше, да и дети хуже понимают. А недавно я начала пользоваться программой «Power Рoint» и поняла, насколько этот способ наглядности эффек­тивнее. Это настоящая находка для меня! Кстати, идею исполь­зования компьютерной програм­мы мне подсказала коллега - преподавательница английского языка. Дома я делаю слайды, а на уроке показываю. Учителя наши, когда увидели, тоже заго­релись желанием у себя на уро­ках использовать такую нагляд­ность. Хватит, мол, жить, как в Средневековье. Сегодня Эмилия Братенкова и некоторые учителя ижемской школы на работу ходят с ноутбуками. А вы говорите: провинция!
 
 Неожиданное открытие
 
Коллеги о Братенковой гово­рят: «Она постоянно ищет новые учебные технологии, интересует­ся всеми экспериментами, пишет методички для ребят, которые учатся в лицее при КГПИ». Как я поняла из общения с ней, она просто из тех людей, для кото­рых остановка - смерть. Профес­сию она выбрала не случайно - отец тож был учителем. В начале 80-х, будучи студенткой сыктывкарского пединститута, Эмилия Михайловна приехала на практику в отдаленное село Кипиево в Ижемском районе. Ди­ректором в школе был учитель физики Николай Братенков. Между юной практиканткой и директором завязался роман.
 Отработав практику, Эмилия вернулась в Сыктывкар. Перед распреде­лением Николай Терентьевич по­звонил: «Куда тебя распределя­ют?» Узнав, что любимую отправ­ляют в Вуктыл, он срочно вызвал ее к себе, и там, в Кипиево, они поженились. Замужество освобо­дило от распределения, и после института Эмилия вернулась в школу, где проходила практику.
 Вскоре мужа пригласили ра­ботать в райком партии, и Братенковы переехали в Ижму. Ког­да супруги обсуждали вопрос о трудоустройстве Эмилии, она неожиданно заявила: «Куда угод­но, только не в школу!» И отнюдь не потому, что не любила свою работу. Просто ее постоянно му­чило чувство, что у нее ничего не получается, что она слабый учитель. Казалось, что детям неин­тересно на уроках. И изменить что-то не могла, не умела.
 Устро­илась на работу в райфинотдел. Там проработала ровно... полдня. В тот же день ей позвонили из районного отдела образования. «Мы вас никуда не хотим отпус­кать, - сказала начальник роно. - Пока вакансий в школе нет, побудете у нас запасным учителем». Предложение вызвало не­сказанную радость.
 «Я же потом­ственный учитель, - объясняет свои тогдашние настроения Эми­лия Михайловна. - Себя без шко­лы не мыслила, просто собой по­стоянно была недовольна и считала, что не должна занимать место, если не получается рабо­тать с огоньком. А этот звонок был как знак судьбы: значит, я все-таки нужна!»
Ищущий да обрящет - бес­спорная истина, в которой не раз убеждалась Эмилия Михайловна. Сколько раз в ее жизни острое желание новых идей и подходов осуществлялось совершенно вне­запно и всегда воспринималось как чудо! Так было и на этот раз. Все перевернула встреча с инте­ресными педагогами. В 1986 году мужа Эмилии Михайловны отправили на учебу в Высшую партийную школу в Ленинград. Расставаться на целых два года супруги не захоте­ли и поехали в Северную столи­цу вместе. Там Эмилия устрои­лась на работу в одну из школ. Однажды для учителей матема­тики был организован семинар по теме «Нестандартный урок», в ходе которого педагоги посетили уроки своих коллег-новаторов. «Я была потрясена, - вспоминает Эмилия Михайловна. - Тогда я поняла, что это именно то, чего мне так не хватало в работе, что я так мучительно искала. Ведь нас в институте как учили? Обя­зательно должен быть план и конспект урока, обозначены цели, за­дачи... В общем, учили строить классический урок. Я так и пре­подавала. Как многие учителя, пользовалась методичками, где были представлены разработки всех уроков по темам. А тут вдруг такой переворот сознания! Ока­зывается, урок может проходить и в форме игры, да и варианты опроса могут быть самыми раз­ными».
 Вернувшись в Ижму, Бра­тенкова еще 10 лет работала в роно. Эти годы стали для нее школой постижения мастерства. Будучи методистом, она ездила по школам района, посещала уро­ки математиков, обобщала и по­том распространяла среди учи­телей передовой опыт преподавания.
 
Плохих учеников нет
 
 С тех пор как Эмилия Михай­ловна пришла из роно работать в ижемскую школу, прошло уже 12 лет. Первый свой выпуск она сде­лала в 2002 году. Тогда ее вы­пускница Анфиса Терентьева, по­лучившая серебряную медаль, поступила на физмат и сдала экзамен в институт на «отлично». Выпускница 2003 года Татьяна Вокуева стала победительницей республиканской олимпиады по математике и в том же году по­ступила в Ухтинский государ­ственный технический универси­тет, набрав самый высокий балл при конкурсе 14 человек на место. Сейчас большие надежды подает Лена Вожегова, которая параллельно с основной учебой занимается в за­очной школе при МГУ. Вместе с Эмилией Михайловной они гото­вятся к поступлению в вуз.
«Луч­ше, если детей берешь сразу с пятого класса, - говорит учитель­ница, - тогда это уже твои дети, к каждому знаешь подход и вы­рабатываешь свой стиль работы с учеником. Пятый класс — очень ответственный возраст: тут глав­ное не упустить ребенка, чтобы он не потерял интереса к пред­мету».
Именно поэтому, когда Эми­лия Михайловна бывает в других городах, в первую очередь она посещает магазины учебной ли­тературы, покупает сборники за­нимательных и нестандартных за­дач. Задачи она потом размно­жает на ксероксе и раздает уче­никам, а те решают их дома на досуге. На каждые две недели - по 30 задач. Каждый день ребя­та приносят решенные варианты, и результаты их успехов сразу же отображаются на специаль­ном экране с их именами. Решил задачу - напротив твоего имени передвигается флажок на одно деление ближе к конечной цели. На кружковых занятиях решают те задания, с которыми никто не смог справиться самостоятель­но. В конце каждого такого двух­недельного математического ма­рафона - чествование победи­телей.
 «Детей обязательно надо стимулировать: хвалить, награж­дать за победы призами», - счи­тает Эмилия Михайловна и каж­дый раз на свои деньги покупает ребятам небольшие подарки и грамоты.
Плохих учеников у Братенковой нет, есть способные и не очень. Но те, кому сложнее осва­ивать материал, не отсиживают­ся на «Камчатке», а работают как все. Только для них - и своя доска, и свои задания. Зная по­вышенную стеснительность под ростков, Эмилия Михайловна не принуждает отстающих ребят от­вечать наравне со всеми. Для та­ких у нее отдельная доска в кон­це класса. В начале урока те, кому предусмотрены индивиду­альные задания, разворачивают­ся спиной ко всему классу и ре­шают задачи на другой доске. А учительница надевает свои бифокальные очки, чтобы со своего места видеть то, что там написано. «9«г» у меня слабый, а двое - совсем слабые, так я этих двоих разворачиваю к задней доске, а с остальными занима­юсь на центральной. А в 11 клас­се, наоборот, только двое силь­ных ребят, остальные - серед­нячки, так сильные работают на задней доске, а остальные со мной на центральной», - расска­зывает Эмилия Михайловна. Ос­новной упор в работе со стар­шеклассниками она делает на ре­шение задач повышенной слож­ности.
 
 
 Что еще нужно для счастья?
 
Учителя ижемской школы не дают ученикам расслабляться: ежегодно проводятся предметные декады и внутришкольные кон­курсы, ребят выдвигают на все проводимые в районе и респуб­лике олимпиады. А с 2002 года школа ежегодно принимает учас­тие в международном конкурсе «Кенгуру». Когда мы постучались в кабинет Братенковой, там как раз ребята выполняли задания этого конкурса. Как пояснила нам Эмилия Михайловна, «Кенгуру» проводится ежегодно в один и тот же день. Школьники из соро­ка стран мира решают одни и те же задачи. Организует это мас­штабное мероприятие Санкт-Петербургский институт продуктив­ного образования. Участвуют в нем только желающие. Выполненнные задания сразу отправляются в Питер, откуда потом приходят результаты.
Эмилия Михайловна показывает мне лист, на котором отображены результаты прошло­го года по их школе. «Здесь ука­зывается не только количество набранных баллов, но и опреде­ляется место по школе, по райо­ну, по региону, а также указыва­ется процент тех, кто в респуб­лике и России выполнил зада­ние хуже. Вот, допустим, наша Ирина Терентьева набрала 64 балла, это первое место в школе и в районе, 38 - в регионе. А 95,7 процента участников спра­вились с заданием хуже нее. Ду­маю, что для сельской школы не такие уж плохие показатели», — объясняет она. Каждый год в марте-апреле Эмилия Михайловна проводит для своих выпускников предва­рительный ЕГЭ, своего рода ре­петицию. Накануне нашего при­езда такой экзамен писали один­надцатиклассники. «Справились неплохо: две пятерки, десять чет­верок и одиннадцать троек. И это слабый класс!» - не скрывает радости учительница.
На мой вопрос, когда же она занимается семьей, Эмилия Михайловна сме­ется: «Какая семья! У нас в доме все живут работой и учебой, встречаемся только за ужином да в отпуске». Но такая жизнь суп­ругам Братенковым нравится, и погруженность в работу отнюдь не мешает им поддерживать друг друга в трудные моменты, кото­рых за годы совместной жизни было немало. «Я счастливый че­ловек! - утверждает Эмилия Ми­хайловна. - Иногда даже думаю: неужели такое может быть, за что именно мне так повезло в жиз­ни? У меня двое сыновей, заме­чательный муж и любимая рабо­та. Что еще нужно человеку для счастья?»
 
Галина ГАЕВ А.
Газета «Республика» 3 апреля 2007г
О себе