Информация для родителей будущих первоклассников

К началу обучения в школе ребенок должен знать:

  • состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
  • как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему числу и вычитая единицу из следующего за ним в ряду числа;
  • цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • знаки +, -, =, >, <;
  • название текущего месяца, последовательность дней недели;
  • уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
  • соотносить цифру и число предметов;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • пользоваться арифметическими знаками действий;
  • измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
  • ориентироваться на листе клетчатой бумаги;

 

К началу обучения в школе дети должны уметь:

  • строить сложные предложения разных видов;
  • составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
  • находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове; составлять предложения из 3-4 слов;
  • делить простые предложения на слова; делить слова на слоги (части);различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
  • самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
  • уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
  • иметь представления о сезонных явлениях природы, называть времена года, их характерные отличия;
  • знать свой домашний адрес, телефон, свою фамилию, имя, отчество, а так же фамилию, имя, отчество родителей;
  • К началу обучения в школе ребенка у ребенка должны быть развиты элементарные  математические представления.

Уважаемые родители, попробуйте сами проверить, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы.

 

Оценка развития познания.

  • Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/малый, в/из?
  • Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: дикие и домашние животные, обувь зимняя и летняя?
  • Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

 

Оценка базового опыта ребенка.

  • Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сбербанк, в магазин?
  • Был ли ребенок в библиотеке?
  • Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?
  • Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
  • Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

 

Оценка языкового развития.

  • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы, объяснить, для чего служат различные вещи и где они расположены?
  • В состоянии ли ребенок рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Правильна ли речь ребенка с точки зрения произношения и грамматики (построение фраз, словосочетаний, предложений)?
  • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, сказку или сценку?

 

Оценка уровня эмоционального развития.

  • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
  • Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли ребенку «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  • Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

 

Оценка умений общаться.

  • Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
  • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

 

Зрительное различение и память.

  • Может ли ребенок различать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
  • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например: б/п, кот/год?
  • Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 6-10 картинок, а затем одну убрать?

 

Зрительное восприятие.

  • Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  • Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
  • Может ли ребенок объяснить картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?

 

Уровень слуховых способностей.

  • В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
  • Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

 

Оценка отношения к книгам.

  • Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  • Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
  • Задает ли ребенок вопросы о значении незнакомых слов?

 

Может ли ваш ребенок

  • Слушать и следовать полученным указаниям?
  • Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает?
  • Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
  • Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
  • Положительно оценивать: я – человек, который многое может?
  • «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
  • Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам?
  • Ладить с другими детьми?

 

Может ли ваш ребенок

  • Объяснить, чего он хочет, с помощью слов, не показывая пальцем, изъясняться связно?
  • Понимать смысл того, что ему читают, и отношения между персонажами?
  • Четко выговорить свое имя, запомнить фамилию и отчество, дату рождения?
  • Запомнить свой адрес и номер телефона?
  • Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них?
  • Пользоваться красками, пластилином, карандашами, мелками для творческого самовыражения?
  • Пользоваться ножницами с тупыми концами: вырезать ровно и не поранившись?

 

В заключение правдиво и искренне ответьте на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком:

  • Нравится ли Вам ваш ребенок?
  • Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
  • Смотрите ли Вы на ребенка, когда он говорит?
  • Стараетесь ли Вы создать у ребенка впечатление значимости того, о чем он говорит?
  • Поправляете ли Вы речь ребенка?
  • Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
  • Хвалите ли Вы ребенка, обнимаете ли Вы его?
  • Смеетесь ли Вы вместе с ребенком?Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
  • Играете ли Вы с ребенком в какие-нибудь игры?
  • Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?
  • Есть ли у ребенка хотя бы одна – две собственные книги?
  • Есть ли у ребенка дома хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему?
  • Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?
  • Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанного Вами с семьей и с ребенком?
  • Сдерживаете ли Вы желание сказать все за ребенка, прежде чем он успеет открыть рот, например, у зубного врача, в магазине?                                                                                                                   
  • Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?
  • Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору?
  • Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?
  • Есть ли у ребенка возможность проявлять энергию в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
  • Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулки по округе?
  • Ходите ли Вы вместе с ребенком в театр, в зоопарк, в музеи?

 

Что нужно знать родителям первоклассников:

  • Главное условие, необходимое ребенку, который идет в школу – положительная мотивация, он должен хотеть учиться.
  • Помните, что «мозг хорошо устроенный больше, чем мозг хорошо наполненный».
  • Полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой.
  • Лень ребенка – сигнал неблагополучия вашей воспитательной и педагогической деятельности.
  • Проконсультируйтесь с врачом. Необходимо, чтобы ребенок пошел в школу физически развитым, крепким, здоровым.
  • Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка. Общение с Вами – огромная ценность для ребенка.
  • Беседуйте о школе, рассказывайте о самых интересных моментах из вашей школьной жизни.
  • Особое внимание нужно уделить новому режиму дня и распорядку первоклассника.
  • Приобретая школьные принадлежности, обязательно учитывайте мнение вашего ребенка.
  • Здоровый ребенок, у которого есть желание учиться, который готов к сотрудничеству со сверстниками и учителями – это самый успешный первоклассник!