Информация для родителей будущих первоклассников
К началу обучения в школе ребенок должен знать:
- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
- как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему числу и вычитая единицу из следующего за ним в ряду числа;
- цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
- знаки +, -, =, >, <;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
- соотносить цифру и число предметов;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги;
К началу обучения в школе дети должны уметь:
- строить сложные предложения разных видов;
- составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
- находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове; составлять предложения из 3-4 слов;
- делить простые предложения на слова; делить слова на слоги (части);различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
- иметь представления о сезонных явлениях природы, называть времена года, их характерные отличия;
- знать свой домашний адрес, телефон, свою фамилию, имя, отчество, а так же фамилию, имя, отчество родителей;
- К началу обучения в школе ребенка у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.
Уважаемые родители, попробуйте сами проверить, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы.
Оценка развития познания.
- Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/малый, в/из?
- Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: дикие и домашние животные, обувь зимняя и летняя?
- Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
Оценка базового опыта ребенка.
- Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сбербанк, в магазин?
- Был ли ребенок в библиотеке?
- Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?
- Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
- Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития.
- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы, объяснить, для чего служат различные вещи и где они расположены?
- В состоянии ли ребенок рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
- Правильна ли речь ребенка с точки зрения произношения и грамматики (построение фраз, словосочетаний, предложений)?
- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, сказку или сценку?
Оценка уровня эмоционального развития.
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли ребенку «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умений общаться.
- Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Зрительное различение и память.
- Может ли ребенок различать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например: б/п, кот/год?
- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 6-10 картинок, а затем одну убрать?
Зрительное восприятие.
- Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
- Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
- Может ли ребенок объяснить картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?
Уровень слуховых способностей.
- В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам.
- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
- Задает ли ребенок вопросы о значении незнакомых слов?
Может ли ваш ребенок
- Слушать и следовать полученным указаниям?
- Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает?
- Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
- Положительно оценивать: я – человек, который многое может?
- «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
- Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам?
- Ладить с другими детьми?
Может ли ваш ребенок
- Объяснить, чего он хочет, с помощью слов, не показывая пальцем, изъясняться связно?
- Понимать смысл того, что ему читают, и отношения между персонажами?
- Четко выговорить свое имя, запомнить фамилию и отчество, дату рождения?
- Запомнить свой адрес и номер телефона?
- Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них?
- Пользоваться красками, пластилином, карандашами, мелками для творческого самовыражения?
- Пользоваться ножницами с тупыми концами: вырезать ровно и не поранившись?
В заключение правдиво и искренне ответьте на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком:
- Нравится ли Вам ваш ребенок?
- Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
- Смотрите ли Вы на ребенка, когда он говорит?
- Стараетесь ли Вы создать у ребенка впечатление значимости того, о чем он говорит?
- Поправляете ли Вы речь ребенка?
- Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
- Хвалите ли Вы ребенка, обнимаете ли Вы его?
- Смеетесь ли Вы вместе с ребенком?Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
- Играете ли Вы с ребенком в какие-нибудь игры?
- Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?
- Есть ли у ребенка хотя бы одна – две собственные книги?
- Есть ли у ребенка дома хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему?
- Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?
- Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанного Вами с семьей и с ребенком?
- Сдерживаете ли Вы желание сказать все за ребенка, прежде чем он успеет открыть рот, например, у зубного врача, в магазине?
- Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?
- Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору?
- Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?
- Есть ли у ребенка возможность проявлять энергию в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
- Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулки по округе?
- Ходите ли Вы вместе с ребенком в театр, в зоопарк, в музеи?
Что нужно знать родителям первоклассников:
- Главное условие, необходимое ребенку, который идет в школу – положительная мотивация, он должен хотеть учиться.
- Помните, что «мозг хорошо устроенный больше, чем мозг хорошо наполненный».
- Полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой.
- Лень ребенка – сигнал неблагополучия вашей воспитательной и педагогической деятельности.
- Проконсультируйтесь с врачом. Необходимо, чтобы ребенок пошел в школу физически развитым, крепким, здоровым.
- Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка. Общение с Вами – огромная ценность для ребенка.
- Беседуйте о школе, рассказывайте о самых интересных моментах из вашей школьной жизни.
- Особое внимание нужно уделить новому режиму дня и распорядку первоклассника.
- Приобретая школьные принадлежности, обязательно учитывайте мнение вашего ребенка.
- Здоровый ребенок, у которого есть желание учиться, который готов к сотрудничеству со сверстниками и учителями – это самый успешный первоклассник!