Светлой дорогой знаний
К 150-летию школы
Ижемская школа — первое учебное заведение во всем обширном Печорском крае. Поколение за поколением ижемцев проходили через нee. В школе работало и сейчас работает много учителей, истинных мастеров обучении и воспитания, показывающих подрастающему поколению образцы самоотверженности, совестливости и долга.
В начале XIX века слободка Ижма становится торговым центром на северо-востоке. Сюда на ярмарку съезжались купцы, из Ярославля и Архангельска, Вологды и Москвы, Мезени и Пинеги. Покупали они пушнину, печорскую семгу, изделия из меха, замшу. В начале сороковых годов в Ижемской волости в 55 кустарных мастерских выделывали замшу. Быстрое развитие промыслов и торговли требовало наличия грамотных людей, умеющих писать и считать. Жители слободки не только понимали требование века о необходимости обучения грамоте крестьянских детей, но и старались осуществить это на практике.
Крестьянин Прокопий Ануфриев в прошении на имя архангельского гражданского губернатора писал: «В 1827 году я изъявил желание для просвещения зырянского народа и попросил от правительства разрешения на три года учредить в Ижемской слободке училище, которое выстроил на свой кошт... содержал на своем иждивении учителя Василия Смирнова и обучил до 40 крестьянских детей читать и писать». Ануфриев просил разрешения еще два года содержать школу на свой счет, а также разрешения посещать ее некоторому числу ненецких детей, крещеных в православную веру. В своих прошениях в правительственные инстанции крестьяне добивались открытия в волости приходской школы. В январе 1834 из Архангельска в Ижму приехал директор дирекции училищ Архангельской губернии Ковалевский. Но он не привез с собой ни одной копейки на содержание школы в Ижме. Сельский сход обратился к крестьянам с просьбой внести пожертвования на содержание учебного заведения. Большинство жителей волости с желанием откликнулось на этот клич, на 20 января в шнуровую книгу было записано пожертвований на сумму 14,6 тысячи рублей. Сход решил отправить в уездное уличище (волость входила и Мезенский уезд Архангельской губернии) ижемского мальчика Никандра Вокуева, чтоб он, получив там образование, мог занять место учителя в Ижме. Спустя три года Вокуев начал учительствовать в ижемской школе.
21 января 1834 года колокольный звон возвестил об открытии первого приходского училища - школы. На торжество собралось почти все население слободки. Был отслужен молебен, произнесены речи. За парты сели 11 учеников. Так было создано первое в обширном Печорском крае государственное учебное заведение. В то время в Ижемской слободке было 120 дворов, а всего в волости, куда входило 36 селений, числилось населения мужского пола 1975 человек. За большой вклад в дело развития грамотности среди местного населения волостной голова Иван Вокуев был награжден золотой, а крестьянин ижемской слободки Прокопий Ануфриев — серебрянной медалью. Долгое время школа развивалась медленно.
Лишь в 1869 году одноклассное училище было преобразовано в двухклассное, а еще спустя два года при училище был открыт ремесленный класс с портняжными и сапожными ремеслами. В 1873 году при училище было открыто женское одноклассное отделение, в котором в 1883 году уже обучалось 40 девочек. В одноклассной школе занятия сводились к изучению «закона божьего», обучению навыкам церковного пения, чтения церковной и гражданской печати и письма, усвоению детьми начальных арифметических действий. В двухклассных, сверх того, сообщались сведения об истории церкви и государства. Неуклонно соблюдалось в школах требование к учащимся «вести разговорную речь как в школе, так и по возможности вне ее на русском языке». В «Записке Архангельского губернатора по обозрению Печорского края летом 1887 года» говорится, что в Ижемском училище обучались портняжному ремеслу 19 мальчиков и 2 девочки, сапожному — 6 мальчиков, ученики для обучающих мастеров «в сущности являлись даровыми подмастерьями». В течение учебного года многие ученики покидали школу, дети вынуждены были заниматься домашней работой, в мастерских выделывать замшу, идти в работники к сельским богачам. Одно небольшое учебное заведение не могло удовлетворить запросы волости в грамотных людях.
В 1889 году крестьянин из Ижмы А. Е. Филиппов на свои средства построил дом и открыл в ней школу грамоты на 10 человек, которая спустя два года была преобразована в церковно-приходскую школу. К концу столетия в ней обучалось 50 человек. В школе учили не думать, а верить, воображение преследовалось, поощрялась только память. После окончания Ижемского двухклассного училища многие годы здесь учил письму и пению Василий Филиппов. Он по воспоминаниям бывших учеников любил музыку, сам пел серебристым баритоном, организовал большой хор мальчиков. Оторванность края от цивилизованною мира усугублялась суровыми природными условиями. Но, несмотря на это, учителя старались не отрываться от общественной и политической жизни страны. В частности, в работе по созданию Печорской группы учительского союза наиболее активное участие приняли из Сизябска Николай Степанович Смирнов, из Ижмы - Никандр Владимирович Терентьев, из Мохчи Николай Александрович Бурмакин и другие. Члены союза разучивали с ребятами революционные песни, рассказывали о первой русской революции, знакомили с нелегальной литературой. Они вели среди ижемских крестьян и культурно- просветительную работу, устраивали различило спектакли, знакомили их с жизнью и бытом русского народа.
Заметное влияние на школу оказали политические ссыльные. Лучшие их представители, в частности, член Петербургского, подпольного комитета партии А. Е. Васильев, его жена, ученица ленинской партийной школы А. И. Иванова, многие другие способствовали пробуждению интереса и политической жизни страны у передовой части местной интеллигенции и учащейся молодежи, оказали благотворное влияние на общественную и культурную жизнь, местного населения. В своих воспоминаниях Васильев писал: «В селе была школа, до нашего приезда «поработали» здесь эсеры: и взрослые ученики, их было 8—10 человек, придерживались их взглядов. Мы с Никончиком вели свою пропаганду, читали слушателям К. Маркса, брошюру В. И. Ленина «К деревенской бедноте». Наши труды не пропали даром: двое учеников — Михаил Попов (сын местного оленевода) и Андрей (к сожалению, фамилию забыл) стали революционерами. Помогли они мне и в ссылке, нашли человека, через которого я смог послать письмо в ЦК за границу...». Многие выпускники ижемской школы приняли активное участие в установлении Советской власти на Печоре. В числе их Афанасии Иванович Терентьев, которому удалось слушать Ленина, в скорбные январские дни 1924 года стоять в почетном карауле у гроба вождя. Продолжительное время до революции учителем в Ижме работал Анфиноген Алексеевич Терентьев, который весь свой заработок тратил на покупку книг, которыми свободно пользовались не только ученики, но и многие из крестьян, кто умел читать. Добротой и справедливостью привлекал к себе учеников Федор Федосеевич Филиппов. Интересно и образно он рассказывал о русских писателях: Пушкине, Толстом, Некрасове, Чехове... Он неплохо разбирался и в агрономии, в своем огороде выращивал овощи, приглашал крестьян, чтобы они могли перенять что-либо для себя. По воспоминаниям красных партизан Л. М. Артеева, А. А. Рочева и Е. А. Хозяинова зимой и летом ученики школы ходили к Филиппову на дом. Это он в августе сумел предупредить организаторов первого Совета в Ижме, что кулаки и подкулачники в ночь на 1 августа 1918 года готовят бандитское нападение на активных сторонников Советской власти. В марте 1920 года в Печорском крае были восстановлены Советы. Несмотря на голод, болезни, нехватку керосина и одежды уездная партийная организация, Советы всеми мерами старались влить в деревню живительные лучи знания. Коммунисты и комсомольцы Ижмы вместе с учителями проводили работу по сбору средств в фонд народного образования, в этих целях ставили спектакли, устраивали субботники.
В 1925 году учительство уезда направило на I Всероссийский съезд ижемцаАлексея Васильевича Филиппова. На съезде он заявил, что учительство Печорского края пойдет по пути, указанному В. И. Лениным. Филиппов многое сделал по развитию народного образования, в 1958 году он был удостоен звания заслуженного учителя школ РСФСР.
—- Алексей Васильевич, наш учитель математики, — вспоминает выпускница школы А. Я. Травина, — элегантный, прекрасно постав- ленным голосом при свете керосиновых ламп в Доме пионеров читал «Буревесник» Горького. Это было настолько волнующе и непостижимо. С 1928/29 учебного года в Ижме и Красноборе было введено обязательное начальное обучение.
— В моей памяти хорошо запомнился учитель — коммунист Ионикий Васильевич Филиппов — вспоминает ветеран войны и труда Ф. Н. Канев из Ижмы, учившийся в начальной школе в двадцатых годах. — Он умел вызывать не только восхищение величием и красотой Родины, но и стремление быть всего этого достойным. И сам он жил, точно озарен высоким и чистым светом, много выступал перед жителями села, рассказывал о зарождении колхозного движения в стране.
В 1931 году ижемская школа была преобразована в семилетнюю. На эту пору приходится начало трудовой деятельности в Ижме Ольги Николаевны Колодешниковой (потом она переехала в Бакур). Ее благородный труд получил высокую оценку — она была награждена орденом Ленина. Педагогический коллектив школы много внимания обращал на воспитание у ребят высоких нравственных качеств. Учителя умело прививали своим ученикам, что подвиг прекрасен, когда совершается ради блага народа, ради светлых целей. Они словно предвидели, что именно их питомцам придется защищать Родину в невиданных еще сражениях, отстаивая самое прекрасное и самое справедливое на земле. Сотни самых лучших своих сыновей и дочерей проводила Ижма на защиту своей Родины, каждый второй из них пал смертью храбрых. Отдали свою жизнь в борьбе с врагом учителя Василий Григорьевич и Трофим Савватьевич Каневы, Николай Михайлович Туисов, Геннадий Александрович Терентьев, Василий Иванович Оплеснин.
В военные и послевоенные годы нагрузка на учителей возросла в полтора—два раза. Много времени учителям и учащимся приходилось затрачивать на различные виды занятий, непосредствено связанные с работой школы, в частности, на заготовку дров для школы, а также для семей погибших воинов - односельчан. Учителя помогали колхозу создавать запас кормов на зиму, убирать картофель. В Ижме в зимнее время было организовано дежурство учителей и учащихся за колхозными телятами, вспоминает учительницаАнна Николаевна Канева, которая в течение пяти созывов подряд избиралась депутатом Ижемского сельского Совета, — утром до занятий группа учащихся во главе с учителем ходила на ферму, после уроков — снова. Раздавали телятам корм, выпускали скот на прогулку, чистили кормушки. Учителя вели различную общественную работу, были агитаторами, уполномоченными по реализации займа.
Первый любимый учитель всегда занимает в сердце человека особое место. Для многих юных ижемцев таким человеком стала заслуженный учитель школ Коми АССР, кавалер ордена Ленина Елизавета Федоровна Никонова. Она до 65 лет работала в школе, молодые учителя учились у нее педагогическому мастерству.
Большой вклад в дело воспитания внесла Анна Алексеевна Макарова, кавалер двух орденов «Знак Почета», отличник народного просвещения РСФСР. Трое ее детей, Нина, Надежда и Владимир пошли по пути своей матери, стали учителями. В 1952 году на базе восьмилетней школы была организована средняя школа, коллектив которой с первых дней стремился теснейшим образом увязать учебный и воспитательный процессы. Первым ее директором был Кирилл Алексеевич Макаров, который умело направлял усилия учителей, чтобы они в процессе обучения вели активную борьбу за становление характера подростка, за то, чтобы дети учились с увлечением, верили в собственные силы. Школа жила полнокровной жизнью. Вот как вспоминает об этом Аврора Николаевна Шиханова, проработавшая учителем химии и биологии в школе более двадцати лет. - В школу я пришла в 1952 году. После уроков дружно брались за работу: заготавливали дрова для школы, собирали золу, вывозили на поля навоз, помогали ферме. Ребята научили меня доить коров, копнить и сгребать сено. Мы устраивали чудесные вечера отдыха, ставили пьесы, особенно запомнился спектакль о Ломоносове (в главной роли ученик Иван Чупров). С концертами выступали не только в Ижемском клубе, но и в Сизябске, Мошъюге, Мохче... Классы в те годы освещались керосиновыми лампами, зимой было холодно, часто занимались в пальто. В зимние каникулы ребята выезжали в Ухту, летом — в города нашей большой страны. В школе большим авторитетом пользовались фронтовики-учителя Кирилл Алексеевич Макаров, Иван Федорович Ануфриев. Андрей Васильевич Семяшкин, Петр Ионович Нехорошев. В частности, Ануфриев вел большую краеведческую работу стал основателем краеведческого музея в Ижме.
М.С.Рогова после окончания средней школы 26 лет работает радиооператором в Ижемском аэропорту, в течение 15 лет подтверждает звание ударника комтруда. Она пишет: «С большим чувством долга, уважением отношусь к своим учителям Марии Андреевне Ануфриевой, Станиславу Ивановичу Кирушеву, Льву Леонидовичу и Марии Арионовне Маланиным, Юрию Алексеевичу Стенину, Раисе Савватьевне Костиной. На уроках они были строги и требовательны, на переменах они были нам друзьями, вместе играли в волейбол и баскетбол, играли, шутили, спорили.
Э.М. Сметанина, преподаватель химии и биологии Мохченской средней школы, отличник народного просвещения РСФСР. «Среди тех, кто привил нам самые лучшие человеческие качества, мне хочется назвать Надежду Ивановну Кирушеву. Очень нравились уроки немецкого языка, которые вела Наталья Федоровна Артеева».
Сегодня школа — это двадцать классов-комплектов, размещенных в трех зданиях. Все восемнадцать кабинетов обставлены необходимым оборудованием, у школы три автомашины, свой радиоузел... В школьных коридорах, в начальных классах, в предметных кабинетах много со вкусом оформленных стендов, технических средств обучения. Вся «техника», весь набор вспомогательных материалов под рукой у педагогов. По инициативе дирекции и партийной организации школы исполком райсовета за каждым классом закрепил в качестве шефа трудовой коллектив. Многие из них оказывают большую помощь учителям в организации досуга школьников, в проведении воспитательной работы. Дирекция и общественные организации стараются не делать антрактов, не оставляют без внимания ни один случай бездуховности, эгоизма со стороны отдельных подростков. Все это дает знать о себе, вот уже в течение ряда лет ни один учащийся не допустил порочащий себя и школу проступок. Все учащиеся (1 сентября 1983 года за парты село более 400 учащихся) активно участвуют в соревновании за социалистическую сохранность имущества, за образцовый класс-кабинет. Одно из главных направлений деятельности школы — соединение обучения с общественно-полезным трудом. Она проводит курс на то, чтобы прививать подросткам привычку и любовь к полезному труду, настоящему, нужному обществу. Вот уже тридцать лет на лугах совхоза «Мохченский» организуется лагерь труда и отдыха, ученики школы ежегодно убирают сено с площади 140 гектаров. По договору с совхозом учащиеся на 8 гектарах возделывают турнепс. У школы есть свое опытное поле, огород. Группа цветоводов под руководством Р. С. Костиной около памятников райцентра выращивает цветы. В течение многих лет сами учащиеся ремонтируют учебные помещения. В прошлом году 25 выпускников получили водительские права категории С, 11 — свидетельства штукатуров-маляров. В плане — строительство типовой теплицы и кроликофермы.
В школе работоспособный, отзывчивый на все новое коллектив, не раз отмеченный за отлично поставленную учебу, воспитание ребят. К успехам этим причастии учитель физики и астрономии, отличник народного просвещения РСФСР Петр Ефимович Терентьев, учитель истории и обществоведения, член исполкома Ижемского сельского Совета Илья Тимофеевич Чупров, учитель географии Иван Васильевич Истомин, многие годы возглавляющий партийную организацию школы, учитель английского языка Татьяна Александровна Терентьева, учителя начальных классов Елизавета Семеновна Кустышева, Светлана Васильевна Колесова, Тамара Константиновна Соколова, Раиса Николаевна Плоскова. Все они педагоги по призванию, школа для них второй дом и та плодотворная нива, на которой дают богатые всходы зерна добра и знаний, посеянных ими в умах и сердцах своих учеников. Воспитанники преподавателя математики, заслуженного учителя школы Коми АССР Валентины Александровны Чупровой, отмечала газета «Красное знамя», постоянно занимают призовые места на школьных и районных олимпиадах, с интересом занимаются в кружках и факультетах, успешно сдают конкурсные экзамены в вузы. В оборудованном с помощью учащихся кабинете математики великолепный набор наглядных пособий: разнообразные геометрические фигуры из дерева, пластилина, стекла, красочные стенды... В. А. Чупровой первой в школе присвоено Звание старшего учители. Уроки учителя русского языка и литературы, отличника народного просвещения РСФСР Валерии Трофимовны Рочевойнестандартны, они прежде всего воспитывают. Да и сама она словно излучает тепло. Тянутся к ней ребята, любят с ней стихи читать, юных заражает ее одержимость, приятна ее предельная вежливость. Ведь даже с семиклассниками она на «вы», разговаривает на равных, но не спускаясь, а поднимая их до себя. Учитель должен уметь «брать в плен» учеников.Клавдия Александровна Макарова делает это без всяких усилий. Ровный спокойный голос, иногда говорит совсем тихо, но ребята боятся пропустить слово. Не заметишь на ее уроках скучающего взгляда. Все охотно учатся у нее математике и человечности. На уроках учителей русского языка и литературыНадежды Кирилловны Макаровой, биологии Лидии Ивановны Васягиной нет скуки, на них царит дух умело разбуженного детского любопытства, а все потому, что они обладают врожденным чувством педагогики. Со стороны кажется, что связь учитель — ученик осуществляется непринужденно, сама собой, почти интуитивно. Но за этой легкостью стоит большая, кропотливая работа над собой, над материалом, над их взаимодействием. Совместная работа дирекции, партийной, профсоюзной, учительской и ученической комсомольских организаций создает творческую обстановку в учительском коллективе. Директор школы Вера Дмитриевна Рочева, способный организатор и душевный человек, нацеливает учителей, чтобы они не только максимально точно зафиксировали знание учеником определенной темы или раздела, но и его отношение к учебе, к труду, какими усилиями, трудом (а может, и вообще без усилий) этот результат достигнут. В школе работают 36 учителей. Из каждых трех двое имеют высшее образование, аттестационная комиссия Министерства просвещения Коми АССР высоко оценила их труд: педагоги имеют не только отличные знания, но и умеют зажечь в сердце ученика искорку любознательности и увлеченности, веру в собственные силы. Все это дает о себе знать. Ряд лет здесь уже не было отсева, изжито второгодничество, пятый год учебное заведение добивается полной успеваемости. Главное же здесь — каждодневно растить хорошего человека, трудолюбивого, образованного. Только за годы десятой пятилетки школа выпустила 235 человек. Многие ее выпускники стали гордостью села: именем врача Н. Л. Артеева названа больница в Усть-Усе; механизатор Н. И. Артеев удостоен звания заслуженного колхозника колхоза им. Ленина; А. И. Канев, много лет бывший командиром вертолета, награжден орденом Трудового Красного Знамени; телятница Ижемского отделения совхоза «Мохченский» А. И. Канева удостоена звания заслуженного работника сельского хозяйства РСФСР и Диплома Почета ВДНХ; многими боевыми орденами награжден В. И. Филиппов, ныне генерал-лейтенант, начальник политуправления Дальневосточного военной округа; В. Г. Истомина на конкурсах мастеров машинного доения в районе и республике не раз занимала первое место, избиралась членом бюро райкома КПСС; В. В. Логинов стал крупным инженером, в Сибири строит мосты; И. И. Тимонин, зам. председателя Коми филиала Академии наук СССР; большой вклад в дело развития сельского хозяйства района внес А. И. Тимонин, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Среди выпускников есть ученые, учителя, врачи, инженеры, специалисты сельского хозяйства, офицеры Советской Армии и Флота, партийные и советские работники, мастера спорта СССР. Выполняя исторический ленинский декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР, принятый в декабре 1919 года, вооружившись решениями XXVI съезда партии и июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, школа усилила заботу об идейно-нравственной, трудовой закалке молодежи, формируя у каждого ученика высокие качества гражданина социалистического общества. ... В школу пришел первоклассник. Новый, заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день в школе — это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитание воли и характера. И каждый выпускник, вступающий в большую жизнь, говорит: «Спасибо, учитель! Спасибо, школа!».
Никон ХАТАНЗЕЙСКИЙ 1983 г.