Опросник для будущего первоклассника

Выявляет общий уровень мышления первоклассника, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

 

1.Какое животное больше – лошадь или собака?

(лошадь = 0 баллов;

неправильный ответ = -5 баллов)

 

2.Утром мы завтракаем, а днем…

(обедаем, едим суп, мясо = 0;

ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

 

3.Днем светло, а ночью…

(темно = 0;

неправильный ответ = -4)

 

4.Небо голубое, а трава …

(зеленая = 0;

неправильный ответ = -4)

 

5.Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?

(фрукты = 1;

неправильный ответ = -1)

 

6.Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;

неправильный ответ = -1)

 

7.Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)

(города = 1; станции = 0;

неправильный ответ = -1)

 

8.Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)

(правильно показано = 4;

показано только целый час или четверть часа = 3;

не знает часов = 0)

 

9.Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?

(щенок, ягненок = 4;

только один правильный ответ = 0;

неправильный ответ = -1)

 

10.Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?

(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;

на кошку без объяснения = -1

на курицу = -3)

 

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;

одна причина = 0;

неправильный ответ = -1)

 

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;

одно подобие = 2;

неправильный ответ = 0)

 

13.Чем похожи друг на друга кошка и белка?

(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;

одно подобие = 2;

неправильный ответ = 0)

 

14.Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?

(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3;

винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;

неправильный ответ = 0)

 

15.Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это…

(спорт (физкультура) = 3;

игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;

неправильный ответ = 0)

 

16.Какие ты знаешь транспортные средства?

(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;

только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;

неправильный ответ = 0)

 

17.Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

(три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;

одно или два различия = 2;

неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0

 

18.Почему люди занимаются спортом?

(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;

одна причина = 2;

неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

 

19.Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?

(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;

он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;

неправильный ответ = 0)

 

20.Почему на письмо нужно наклеивать марку?

(так платят за пересылку этого письма = 5;

другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;

неправильный ответ = 0)

 

Суммируем баллы.

Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).

Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.

Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.

От -1 до – 10 – ниже среднего.

От – 11 и меньше – низкий показатель.